Как колоть доски?
Юный техник – для умелых рук 1979-01, страница 14
Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок могла служить дольше.
Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной— электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать чудесную способность древесины расщепляться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.
Настенные панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, нужно научиться правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении (рис. 2а) и в радиальном (рис. 26). Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, то поверхности скола будут Всегда тангентальными. На любом куске дерева радиальный и тангемтальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои предстают в виде параллельных
полос, а на втором — в виде характерных дугообразных волнистых линий.
Чтобы пол/чить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке также должны иметь определенную направленность. Так, например, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани (рис. За). Если же годичные слои в бруске параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальным сколом.
Имейте в виду, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают бочары, когда заготавливают колотые клепки для бондарной посуды.
Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях. Поэтому она является основным материалом при производстве спичек.
Хорошо колется во всех направления* и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.
Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.
Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Придлерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.
Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темноокрашен-нь:е лучины с одной светлоокрашенной
и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины оль* хи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников их редко применяют.
Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов, которые плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких, например для абажуров,— корни ели, сосны и кедра.
Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно соединять еловым или сосновым корнем. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из лучины или из ивового прута.
В лесу, где растут хвойные деревья, заготавливать корни можно в любое время года, кроме зимы. Корни нужно собирать около выворотней — деревьев, вывороченных с корнем бурей Чаще всего от ветровалов страдают ели, поскольку у них корневая система расположена близко к поверхности. Не ищите тонких корней на вывороченном корневище — их там нет. При падении дерева они оторвались от корневища и остались в земле. Значит, искать их ьадо по краям лунки, оставшейся от вывороченного корня. Присмотритесь внимательно, и вы увидите торчащие из земли концы корней. Слегка потяните за такой конец, и он окажется у вас в руках. Длина отдельных еловых корней достигает нескольких метров, хотя толщина редко превышает толщину обыкновенного карандаша. Собранные корни промойте в воде и очистите от коры. Очищенные, они станут примерно в два раза тоньше. Смотайте их в небольшие клубки и можете хранить долгие годы. Засохшие корни теряют эластичность. Поэтому перед применением распарьте их в течение 5—10 мин в горячей воде. Корни станут гибкими. Слишком толстые корни расщепите на две-четыре части.
Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее: положите в какую-нибудь посуду и залейте горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком набухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя про-
Источник: zhurnalko.net
scharapow_w
scharapow_w
С миру по нитке.
Специально для забаненых в гугле борцов с традиционной историей. А то у них не ищется чего-то ничего.
В 1967 году в г. Ральсвик на острове Рюген в Германии была найдена древнеславянская ладья, реконструированная позднее полностью
В 1967 году в местечке Ральсвик на легендарном острове Рюген была сделана весьма значительная находка. При проведении дорожных работ, ковш экскаватора вынес из земли несколько, соединённых между собой деревянными дюбелями дубовых досок. Строитель отнёс свою находку работавшим неподалёку археологам и те в скором времени приступили к раскопкам, в ходе которых было обнаружено четыре древнеславянских корабля и целое торговое поселение.
Поселение существовало там с VIII века и было в средневековье одним из важнейших портов балтийского моря. Предполагается, что именно здесь, в защищённом от штормов заливе, а не на малопригодном для этого скалистом, с многочисленными мелями, морском берегу, и располагался флот руян. Ральсвик был уничтожен в результате вражеского, скорее всего датского, нападения. Об этом свидетельствуют следы пожара и клад в 2 203 арабских дихрем; предполагается, что и ладьи были в спешке закопаны руянами, во избежание их разрушения врагами.
История раскопок была непростой. Раскопанные в конце 60-х корабли, пришлось зарыть обратно в землю, так как не были выделены средства для консервации. Во второй раз их выкопали в 1980 г., для показа на международной конференции. И в этот раз не придумали ничего лучше, чем снова зарыть ценнейшие находки. Неизвестно, сколько бы ещё длились эти странные манипуляции, если бы не произошло объединения Германии. В новом государстве нашлись деньги для адекватного отношения к историческим ценностям и в 1993 ладьи выкапывают в третий раз, с последующей консервацией, а через некоторое время некоторое время создаётся рабочая группа для реконструкции наиболее хорошо сохранившегося корабля. По расчётам археологов, построена эта ладья была около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье; использование деревянных дюбелей доказывает, что строителями были славяне ( скандинавы использовали металлические гвозди ).
Вот так сейчас выглядит бухта Ральсвика. Когда тут стоял мощный флот руян, а теперь – декорации для ежегодных спектаклей, рассказывающих о знаменитом пирате Штёртебекере.
В 1999 году археологическим сообществом Мекленбурга была выпущена небольшая, но шикарнейше иллюстрированная брошюрка, рассказывающая об истории реконструкции. Реконструировано было две одинаковых ладьи, одну из которых сейчас можно увидеть в Гросс Радене. Далее фото из упомянутой выше книги.
Ещё не выкопанная находка. Ральсвик, 1993 год.
Схема выкопанных частей.
Реконструкторы приступили к работе. Сначала из картона были вырезаны и составлены уменьшенные копии выкопанных частей.
Затем сделан чертёж для реконструкции.
Материал для ладьи – дуб был доставлен в Гросс Раден.
Для помощи в реконструкции был приглашён датский специалист Ханус Йенсен, уже имевший опыт в реконструкции викингского корабля из Гедесби.
Реконструкция производилась вполне аутентично, по технологиям тех времён, с использованием аналогов старинных инструментов.
Первым делом нужно клином расщепить ствол надвое.
Инструменты, использованные для этого.
Затем расщепить каждую половину ствола на “дольки”.
И уже затем топором обстругать до нужной толщины. На фото для сравнения: изначальная “долька” и готовая доска.
Доски – заготовки для ладьи. Всего 3 ствола. Трудно даже представить сколько труда стоило обработать таким образом 11 580 кубометров дерева для крепости.
Заготовки для стояка – штевеня.
Готовые доски вымочили в воде.
Работы по реконструкции ладьи происходили прямо у крепости Гросс Радена.
Набор инструментов реконструкторов.
2 варианта стояков ( было реконструированно две ладьи )
Чтобы придать доскам изогнутую форму их нагревали над углями, смачивая водой.
Потом обтесали рубанком.
Для лучшей водонепроницаемости между досок была законопачена вымоченная в смоле смесь овечьей и собачьей шерсти с человеческими волосами.
После чего смолой покрыли и сами доски.
Изготовление деревянных дюбелей.
Ладья в процессе реконструкции.
1.Праздничное спущение ладьи на воду в Гросс Радене. Корабль нарекли “BIALY KON ” ( Бялы конь ), думаю, понятно, в честь чего))
2.Якорь.
3. Передача камня-балласта реконструкторами викингской ладьи из Роскильде.
На одной из реконструкций было совершено путешествие, по широко распространённому среди средневековому маршруту из Ральсвика на Рюгене в Волин, с остановками в былых центрах торговли.
Другая ладья и сейчас находится в Гросс Радене.
Больше всего восхищает та ответственность и качественность, с которой немецкие реконструкторы выполнили работу.
И в довесок про технологии по следам журнала одного борца.
dmitrijan : Хирург продолжает удивлять однозначности заключений, де не могло быть, ибо он не знает как.
Хотя китайцы, одно время, выплавляли железо в домовых печках в массовом количестве. Партия приказала, они исполняли.
Кузнец Тигран Гавва строит доменную печь и выплавляет железо из железной руды на фестивале исторической реконструкции Воиново поле
Т.е. получить железо так можно.
Реконструируя технологию изготовления бочки, кадки или других обручных сосудов XIV-XV вв., мы обнаруживаем полное сходство этой сложной технологии с техникой бондарных кустарных промыслов XIX – начала XX в.; сходство имеется и в изготовлении заготовок для клепок – еловый или сосновый кряж, разделанный на осьмины, раскалывали на планки по годичным кольцам. Абсолютно одинаковы конструкция клепки и техника ее изготовления. Совершенно одинаковы конструкции деревянного обруча и обручного замка, техника обработки скобелем и скобелькой швов сплачивания клепок, а также техника нарезки уторов, их конструкция и форма фаски у днища.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml
Полотно пилы. Макроснимок. Новгород. (Коллекция НАЭ).
http://www.razlib.ru/istorija/nachalo_ordynskoi_rusi_posle_hrista_trojanskaja_voina_osnovanie_rima/p8.php
Рис. 6.43. «Античная» фреска якобы I века н.э., найденная в Помпее. Двое плотников распиливают бревно двуручной пилой. Изображён также рубанок. Таким образом, в «античной» Помпее уже была в ходу сталь. Взято из [111], с. 24 – 25.
Правда эти мракобесы Помпею закопали недели две назад. Ибо в их логике там откопанное не помещается. Мол тогда давно также ничего не должны были уметь, как и они сами ничего не умеют и не знают. Девственный мозг не запачканный опытом такие выводы выводит, только держись.
http://www.razlib.ru/istorija/nachalo_ordynskoi_rusi_posle_hrista_trojanskaja_voina_osnovanie_rima/p8.php Там кстати интересно. Много интересных и технологичных изделий. Хорошее подтверждение, что уровень цивилизации был значительно выше чем принято считать нынче.
Инструменты плотника и корабельщика: топоры, пилы, сверла, тесло втульчатое,скребки, скобель. Железо, 9-нач.15 вв.
http://xpeh13.ru/muzej-srednevekovoj-istorii-hersonesa
Пила для ампутации (1600). Врачи старались богато украсить свои инструменты, хотя изысканные формы врачебному инструменту помеха – детали узора хорошая среда для бактерий.
http://www.liveinternet.ru/users/3422645/post330510655/
Театр приборов и машин
Описание
В конце 16-го века в Европе появился новый тип книг, представляющий жанр литературы, известный как “театр машин”. Первый “театр” был создан Жаком Бессоном (примерно 1540-1573 гг.), французским протестантом, который родился в Гренобле и первоначально работал учителем математики, пока не попал под покровительство короля. В 1559 г. Бессон опубликовал книгу о вытяжке масел и воды из простого лекарственного сырья. Его вторая книга “Le Cosmolabe”, опубликованная в 1567 г., содержит описание детально разработанного прибора, который был пригоден для использования в навигации, геодезии, картографии и астрономии. В 1569 г. король Карл IX назначил Бессона на должность “мастера по королевским механизмам”. Иллюстрации машин появились до Бессона, но они, в основном, отражали уровень современной техники или предоставляли ограниченное описание новых изобретений. Бессон начал работу над книгой чертежей разнообразных приборов и машин, которые, по его представлению, можно было сконструировать. Его книга была опубликована в 1571-1572 гг. и содержала описания, составленные Бессоном, и 60 гравюр, которые выполнил Жак Андруэ Дюсерсо в соответствии с подробным описанием Бессона. На гравюрах были изображены измерительные и чертежные инструменты, которые стали гораздо позже использовать для создания первоначальных чертежей машин, а также токарных станков, камнерезных машин, лесопильных рам, карет, валов, землечерпалок, сваебойных машин, зерновых мельниц, тяговых машин, подъемных кранов, подъемников, насосов, машин по переработке отходов, морских двигателей и многого другого. В результате репрессий против протестантов, которые начались во Франции в 1572 г., Бессон переселился в Англию, где и умер в 1573 году. В 1578 г. вышло новое издание его труда, содержащее более подробные описания, сделанные Франсуа Бероальдом де Вервилем, и четыре замененных гравюры работы Рене Буавена. Здесь представлено издание 1578 года.
Листаем и , ба! Пилорама! Не может быть! И станки , станки , станки. Брешут поди.
Вот это пилорама. Рабочий ход пил посредством пантографического механизма, который приводится вручную. И там еще две втулки с левым-правым винтом. Вроде и сложно и просто одновременно.
В нагрузку для посмеяться. Напоминают некоторых.
Крош обеспокоен: ему кажется, что мир остановился в своем развитии, кругом никакого прогресса! Необходимо какое-то изобретение, которое будет дальше двигать процесс науки и техники!
Источник: scharapow-w.livejournal.com
Как распилить бревно на доски
Древесина, как и природный камень, является одним из самых древних строительных материалов. Невзирая на существующий сегодня на строительном рынке огромный выбор разнообразных искусственно созданных материалов, лесоматериалы до сих пор пользуются высокой популярностью. Для того, чтобы получить качественный пиломатериал бревно необходимо распилить на доски. В этой статье мы расскажем о том, как распилить бревно на доски.
Типы распила бревна
Распиловка бревна на доски осуществляется двумя главными способами:
Кроме этого возможны дополнительные способы:
- смешанный
- полурадиальный (рустикальный)
- центральный.
Радиальный распил – это тип распиловки, во время которого ось разреза пролегает сквозь сердцевину бревна и, в результате этого годовые кольца в сечении доски формируют угол 76 – 900. Пиломатериалы, получаемые таким распилом, имеют однородный цвет и текстуру. Лесоматериалы почти не подвергаются деформациям во время усушки и не разбухают при увлажнении, потому что габариты древесины меняются главным образом по линии колец (поперек волокон). У пиломатериалов радиального распила годовые кольца расположены по толщине. Такие материалы отличаются самыми высокими эксплуатационными показателями в сравнении с прочими типа пиломатериалов.
Тангенциальный распил осуществляется по касательным к линиям годовых колец на небольшом расстоянии от его сердцевины. Пласти полученных досок отличаются выраженной текстурой и ярким волнообразным рисунком годовых колец. Такие пиломатериалы характеризуются более высокими коэффициентами усушки и разбухания от влажности, по сравнению с досками радиального распила. Вследствие этого они сильно деформируются при действии влаги. Такие доски востребованы для использования в сухих условиях.
Рустикальный (полурадиальный) и смешанный типы распила имеют признаки одновременно двух главных типов распила: радиального и тангенциального. Поэтому они демонстрируют средние коэффициенты усушки и разбухания. Доски рустикального распила отличаются прямыми линиями годовых колец, которые находятся по углами 46 – 75 град. к пластям. Пиломатериалы смешанного распила отличаются тем, что линии изменяются от прямых у краев (по ширине) доски, до дугообразных к середине.
Центральный распил производится прямо в центре ствола и содержит его сердцевину. Принимая во внимание тот факт, что сердцевина ствола – это древесина с самыми низкими показателями прочности, пиломатериалы центрального распила характеризуются неоднородной по прочности структурой.
Баланс древесины при распиловке
Диаметр бревен
Объемный выход,%
шпал
досок
общий
опилки
куск. отх.
Инструменты для распила бревна
Инструменты и способы распила зависят от общего объема бревен, таких показателей, как длина, толщина. Кроме этого нужно учитывать качество будущего пиломатериала. Распил бревна подразумевает работу с разными инструментами и специализированным оборудованием. Для того, чтобы получить небольшой объем пиломатериалов в домашних условиях подойдет ручной метод обработки бревен при помощи бензопилы или традиционных ручных пил-ножовок с зубьями для продольного типа распила.
Пилорама является, пожалуй, самым известным типом лесопильного оборудования. Это деревообрабатывающий станок, в котором присутствуют рамные пилы. На пилораме получают пиломатериалы продольного распила, к примеру, обрезную доску или брус. Пилорамы позволяют осуществлять обработку бревен диаметром от 15 до 80 см при длине до 7 м.
Распил бревен на доски при помощи круглопильных (циркулярных) станков осуществляется посредством пилы дискового типа. Такое оборудование бывает однопильным (однодисковым) и многопильным (многодисковым). Устройства, содержащие один диск, подходят для работы с маломерным и невысокого качества исходным сырьем. При помощи многодисковых станков можно раскраивать круглые заготовки большого диаметра.
Наибольшей популярностью сегодня пользуются ленточные пилорамы. Они бывают двух типов: вертикальные и горизонтальные. Режущим инструментом в таком оборудовании является ленточное полотно, которое надевается на шкивы. Работа на ленточных станках гарантирует получение качественных продольных и смешанных пиломатериалов, например, доски и бруса. При этом образуется наименьшее количество отходов.
На крупных промышленных предприятиях используют линии по распиловке древесины. Они позволяют добиться очень высокого качества поверхности и точной геометрии конечных продуктов. Такие линии характеризуются самой высокой производительностью.
Кроме всего перечисленного оборудования используются и такие типы узкоспециализированного лесопильного оснащения, как окорочные, кромкообрезные, ленточно-делительные и прочие типы станков.
Распиловка бревна на доски бензопилой
Очень часто наблюдаются ситуации, когда нужно изготовить совсем небольшой объем досок или брусьев для собственных нужд. Конечно, покупать станки в таком случае – совершенно не вариант. Имея определенные знания и навыки намного выгоднее распилить бревна собственными руками, с помощью цепной электрической или бензиновой пилы. Несмотря на то, что работа эта довольно трудоемкая, результат вполне оправдан.
Большая часть специалистов считают, что лучше для этой цели подходит бензопила. Такое оборудование имеет высокую мощность и может функционировать без перерывов на протяжении длительного времени. Помимо этого, работа бензопилы не нуждается в электроэнергии, поэтому работать можно далеко от источника электроснабжения, к примеру, сразу на делянке.
Для того, чтобы раскроить бревно на доски при помощи бензопилы понадобятся еще специальные инструменты такие, как механизм для закрепления бревна, рамка-насадка на бензопилу, а также направляющая для осуществления распила. Рамку-насадку нужно прикрепить на шине бензопилы так, чтобы была возможность им корректировать промежуток между ней и цепью. Это даст возможность создать доски, имеющие различную толщину. Цепь стоит приобрести специальную, для продольной распиловки. Она имеет особый угол заточки зубьев. Линейку-направляющую можно сделать из металлического профиля требуемой длины или ровной жесткой доски.
Перед тем как приступить к работе, нужно убрать с заготовок всю кору и оставшиеся сучья, а также внимательно осмотреть бревно на предмет различных изъянов. Таким образом, вы сможете подобрать самую подходящую схему раскроя и, следовательно, уменьшить объем возможных отходов.
Если вы осуществляете продольную распиловку стволов нужно позаботиться о том, чтобы получаемые пиломатериалы были одной плотности по всей ширине. Так как плотность древесины с северной части бревна намного выше, чем с южной, то распил осуществляют в плоскости, направленной с востока на запад (или в обратном порядке).
Первым делом нужно снять горбыли с двух противоположных краев бревна. Вследствие этого получится двухкантный брус, который далее подвергается распилу на равные по толщине доски или другие пиломатериалы, согласно намеченной схеме распиловки. Конечным продуктом является необрезная доска, с которой потом обязательно снимают кромки.
Источник: wood-prom.ru