Кракелюрный лак как пользоваться для дерева?

Кракелюрный лак как пользоваться для дерева?

Опубликовано в: Статьи

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора здесь).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника, она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд 🙂

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник, которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски, и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке.
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака, и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра 🙂 Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр, полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета, после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски.

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом:

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно, как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать 🙂

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов 🙂

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же 🙂

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола 🙂 И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.
Читайте также:  Как проявить структуру дерева?

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу. Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться, в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин. Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

И напоследок –

Замечание, которое относится к любой из смежных техник. Применяя однокомпонентный кракелюр, задайте себе вопрос: зачем я его здесь использую? Какую смысловую нагрузку он несет? Можно ли обойтись без него, не будет ли он на этой работе лишний?

Я не буду выкладывать здесь фотографию одной работы, найденную в интернете, только опишу ее словами, но, думаю, вы прекрасно себе это представите: КРАКЕЛЮР ПОД СОБАЧКАМИ (одношаговый кракелюр, сверху на него наклеен мотив с собачками, и через собачек просвечивают коричневые трещины). Сразу встает вопрос: что автор хотел сказать этими коричневыми трещинами под несчастными щенками 🙂

Поэтому перед применением кракелюра обязательно убедитесь, что у вас не получается «кракелюр под собачками». Можно делать трещины рядом с мотивом, а можно под мотивом, но в случае с живыми существами лучше делать рядом…

С этим кракелюром можно делать столько интересных работ: главное – научиться им уверенно управлять и выдерживать стилистику. И, поскольку нюансов здесь очень и очень много, за одну-две статьи это описать невозможно: нужно много теории и практики.

Источник: comehome.by

Кракелюрный лак

Кракелюр хорошо знаком художникам. Это трещинки на старом слое краски. Они придают неповторимый вид произведению живописи, подтверждают ее старину и часто увеличивают стоимость. Поэтому в наше время многие пытаются искусственно состарить картину. Такой процесс тоже называется кракелюр — используют кракелюрный лак.

Что такое кракелюр

При помощи специального лака для кракелюра на поверхности можно получить сеть трещин, в которые для контраста втирают тушь или масляную краску. Эта техника применяется при декорировании предметов в быту.

Используют кракелюр в декупаже. На стеклянные, деревянные, керамические, металлические изделия наносят рисунок и покрывают его лаком. Затем происходит интенсивная сушка, в результате которой образуются трещины. Необязательно использовать дорогостоящие материалы, можно пользоваться подручными средствами. Это клей ПВА, белок сырого яйца, желатин, уксус, некоторые вещества в виде геля, применяемые для стирки.

Одношаговый кракелюр в декупаже

Нанесение на различные поверхности происходит разными методами. Самый популярный способ – кракелюр одношаговый. Он используется для получения эффективных трещин контрастного цвета на предметах. Для этого понадобятся:

  • изделие для декупажа;
  • краска водоэмульсионная или акриловая двух цветов;
  • клей ПВА;
  • рисунки;
  • акриловый и финишный лак;
  • фен;
  • синтетическая кисть;
  • грунтовка.

Декупаж изделия выполняется поэтапно:

  1. Поверхность очищается от грязи и пыли, затем обезжиривается спиртом.
  2. На чистую поверхность наносят кистью слой грунтовки. Она должна полностью просохнуть.
  3. На грунтовку наносят краску, которая в дальнейшем будет просвечивать через трещины.
  4. Поверхность покрывается кракелюрным составом.
  5. На предмет наносится контрастная краска.
  6. Последний слой высушивается феном. При сушке краска начинает трескаться. Сквозь трещины проступает предыдущий слой.
Читайте также:  Как самому сделать половую доску?

Если на изделии нет рисунков, их нужно вырезать из бумаги и приклеить после очистки и обезжиривания предмета. Закрепляется рисунок клеем ПВА. Выполненный по данной инструкции одношаговый декупаж с кракелюром хорошо выглядит на вазах и горшках с цветами, на подносах и тарелках. Отделка заканчивается нанесением финишного покрытия. Этим способом можно оформить рамки для фотографий, шкатулки из дерева, фарфоровые изделия.

Двухшаговый кракелюр в декупаже

Двухшаговым методом пользоваться сложнее. Для работы необходимо приготовить:

  • предмет для украшения;
  • акриловый лак;
  • художественные кисти;
  • гуммиарабик;
  • шеллак;
  • битум;
  • пудру серебряную или золотую.

Гуммиарабик похож на вязкую жидкость. На открытом воздухе он быстро твердеет. Шеллак – это природная смола.

Двухшаговый кракелюр наносится в такой последовательности:

  1. Предмет очищают, обезжиривают и покрывают акриловым лаком в 2 слоя. Дают просохнуть.
  2. Обильно наносят шеллак. Чем толще слой, тем крупнее будут трещины. Нельзя допускать подтеков.
  3. На еще липкий слой шеллака наносится гуммиарабик и растирается.
  4. Гуммиарабик твердеет и трескается. В трещины можно втереть битум и пудру.
  5. Покрыть изделие финишным слоем.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Лак с эффектом кракелюра бывает одношаговый и двухшаговый. Одношаговый (или однокомпонентный) наносится между контрастными слоями краски. Двухшаговый (двухкомпонентный) – на слой шеллака. Состав нужно наносить на поверхность украшаемых предметов правильно. Делается это по возможности синтетической кисточкой. Перед нанесением шеллак нельзя взбалтывать, чтобы в нем не образовались воздушные пузырьки.

В помещении не должно быть никакой пыли. Перед работой его нужно хорошо проветрить. Полученные трещинки на предмете можно затереть краской темного цвета и пудрой серебряного или золотого оттенка. Излишки удаляются тампоном, смоченным растительным маслом. В конце работы поверхность изделия тщательно протирается и покрывается финишным защитным акриловым лаком.

Трещинки образуются по направлению движения кисти. Для получения кракелюрной сеточки пользоваться лаком нужно с помощью мелких мазков.

Источник: vseme.ru

Обновляем старую мебель. Очарование трещин

Современный мир стремителен: ультрамодная одежда уже через сезон попадает в разряд «ретро», последняя модель смартфона становится устаревшей быстрее, чем мы её успеваем купить. Поэтому в калейдоскопе быстро сменяющихся одноразовых вещей мы всё больше начинаем ценить старинные предметы быта. Потёртости, царапины и трещины на старых комодах выглядят для многих привлекательнее глянца ламината и пластика.


Очарование старины

Настоящая антикварная мебель — дорогое удовольствие. И её по понятным причинам становится всё меньше. Но существует немало способов создания псевдостарых предметов мебели из вполне современных образцов.

О том, как придать вещам более солидный облик с помощью кисточки и краски, я начала рассказывать в публикации Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания. Здесь продолжим разговор о способах искусственного состаривания мебели с использованием лакокрасочных материалов.

Эффект кракле

Вы обращали внимание на сетку мелких трещин на поверхности картин? Эти трещины (утрата целостности красочного или лакового слоя) называются кракелюрами — от французского слова craquelure (трещина).


Кракелюры на улыбке Джоконды. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Некоторые даже считают, что трещинки — неотъемлемая черта всей старой живописи. Это не так. В большинстве случаев кракелюры — это результат нарушения технологии нанесения грунта, красочного слоя и лака. Другая причина их появления — ошибки в смешивании красок, ведь раньше художники, в отличие от нас с вами, не имели возможности покупать готовые краски в магазине «Товары для художников» и делали их сами. Конечно, и неидеальные условия «жизни» произведения тоже играют свою роль в появлении сетки времени.


Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно. Фото с сайта magicake.ru

Сегодня трещины на красочном покрытии — не всегда головная боль реставраторов. В продаже есть составы, специально предназначенные для получения эффекта растресканности. Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно — от шкатулки до торта, создавая антураж старины. Кракле бывает дополнением декупажа или самостоятельным декором.

Составы для кракелюров и принцип действия

Кракемейкеры и производители кракелюрных лаков и красок различают 2 основных типа составов: одношаговый и двухшаговый. Эта классификация при ближайшем рассмотрении не совсем правильная, потому что количество этапов (шагов) в каждом варианте больше. А обилие разных производителей, вариаций химического состава продуктов и их характеристик создаёт путаницу.


Поверхность с кракелюрами

Чтобы была лучше понятна разница, объясню принцип. Начну с более простого варианта.

  • Одношаговый (однофазный) кракелюр

Такое покрытие выглядит, как растрескавшаяся краска, сквозь трещины которой виден тон первого (базового) слоя или сама основа — дерево, металл, стекло и прочее, если базовая краска не используется. Действие одношагового состава для получения эффекта кракле основано на разной скорости высыхания первого (лакового) и второго (красочного) слоёв покрытия.

Сначала предмет покрывают слоем базовой краски, если в этом есть необходимость. Окрашенной поверхности дают полностью высохнуть. Затем наносится кракелюрный лак, слой должен быть довольно толстым. Лак сушится около 40 минут (можно ускорить процесс с помощью фена), но сушка производится не до конца: на вид поверхность должна казаться сухой, но «на отлип» ощущаться незавершённость.


Варианты использования разных цветов основы и финиша в сочетании с кракелюрами. Фото с сайта toolgirl.com

Подготовленную поверхность покрывают слоем финишной краски, например, акриловой. Для удобства нанесения она должна быть довольно жидкой, так как поверхность нужно укрывать с одного раза.

Если водить кисточкой по одному месту несколько раз, то краска скатается, за кистью начнёт «тянуться» и нижний слой лака. Поэтому важно правильно подобрать кисть и степень густоты краски: лучше сделать небольшой «испытательный полигон» — отдельную выкраску. Консистенция состава влияет также на размер трещин: чем краска жиже, тем трещинки тоньше.


Кракелюр на деревянной поверхности. Фото с сайта 1povagonke.ru

Направление появления трещин зависит от движения кисти: если красить вертикально, кракелюры тоже будут вытянуты в вертикальном направлении, и наоборот. Если использовать не кисть, а валик, направленность трещин будет более хаотичной — как на фото выше. Для достижения такого эффекта при окраске небольших предметов можно воспользоваться тампоном из куска поролона.

Форма и размеры трещинок, скорость их проявления зависят также от температуры воздуха при сушке. Здесь тоже можно воспользоваться феном для ускорения процесса.

  • Двухшаговый (двухфазный) кракелюр

В этом случае трещины образуются не в слое краски, а в верхнем лаковом покрытии. Его специальный состав содержит вещества, способствующие неравномерному высыханию, стягиванию лаковой поверхности и образованию трещин.


Двухшаговый кракелюр. Фото с сайта linakarolina.hemsida24.se

Декоративные кракелюры, образуемые двухшаговым кракелюрным лаком, напоминают как раз свой прообраз — сетку трещинок на старинных полотнах. Размеры кракелюров, как и в случае работы с однофазным материалом, зависят от химического состава и толщины слоя лака, скорости высыхания, то есть от температуры и влажности воздуха.

В этом случае также можно попробовать ускорить высыхание с помощью фена, однако лучше сначала попробовать на образце. Овладев техникой и подобрав необходимый состав, можно добиться аккуратных мелких трещинок, как на старом фарфоре.


Имитация старинного фарфора двухкомпонентным кракелюрным лаком. Фото с сайта school-remont.tv

На втором этапе появившиеся трещины затираются пигментом — масляной краской (художественной), битумным лаком, пастелью, металлизированным порошком. В качестве затирки подойдут даже косметические тени.


Трещины, образованные двухкомпонентным кракелюрным лаком

Пигмент «проявляет» кракелюрную сетку. Выбор затирки зависит от состава лака: важно, чтобы порошок прилипал только к трещинам и удалялся с остальной поверхности. Для двухшаговых и одношаговых составов последний этап одинаков: поверхность покрывают обычным лаком для закрепления декоративного эффекта.

Как сделать кракелюры своими руками

Название «двухшаговый» (двухкомпонентный, двухфазный) возникло не из-за второго этапа — затирки кракелюров пигментами. Изначально для создания искусственных трещин на лаковой поверхности применялись два отдельных компонента: собственно, сам лак и покрытие, стягивающее при высыхании лаковый слой.

Например, можно покрыть предмет спиртовым раствором шеллака, а в качестве второго компонента использовать гуммиарабик (раствор смол акации). Так выполнялись подделки известных старинных картин: копировалась не только работа художника, но и следы времени на полотне.


Искусственные трещины на мебели. Фото с сайта makeityours.co.uk

Развитие химической промышленности позволило упростить процесс, совместив в одном флаконе оба компонента, а название «двухшаговый» осталось. Хотя и сегодня большая часть предлагаемого ассортимента средств для такого кракелюра действительно состоит из двух частей, в том числе шеллака и гуммиарабика. А для одношагового есть не только промежуточные кракелюрные лаки, но и краска, которая трескается сама, без лака в качестве подстилающего слоя.

Для создания такого эффекта «под старину» декораторы используют не только специализированную продукцию: в арсенале мастеров есть и подручные средства. Так, эффект одношагового кракелюра можно получить с помощью клея ПВА, используя его в качестве кракелюрного «лака» или смешивая с финишной краской в пропорции 50:50. Также берётся обычный строительный лак, а не из ассортимента художественных магазинов — это дешевле. Трещиноватая поверхность получится и в случае, если краску нанести на слой яичного белка, желатина, геля для стирки или мытья посуды.


Эффект кракле, полученный с использованием клея. Фото с сайта aolop.us

В нешем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, представлен большой выбор лакокрасочных и других строительных материалов. Вы можете выбрать то, что вам необходимо, в подборках Лак для мебели и Клей ПВА.

Источник: 7dach.ru