Что такое каретная стяжка в мебели?

Ремонт и реставрация мебели: каретная стяжка своими руками

Даже эксклюзивная дизайнерская мебель теряет шик с ходом времени, стоит ли говорить об антикварных изделиях? Каретная стяжка — достаточно широко используемый прием отделки и умение правильно ее перетянуть будет полезно каждому, кто нацелен на восстановление старой, но дорогой сердцу мебели.

Снимаем элементы обивки

Несмотря на то что каретной стяжкой отделываются изделия совершенно разного толка, способов оформления краев всего два. Они могут заводится на тыльную сторону детали, где крепление скобами будет скрыто соседними элементами мебели. В ином случае ткань крепится на лицевой стороне и накрывается полоской декора с видимым креплением гвоздями с украшенными шляпками.

Основанием для крепления может служить массив дерева или фанера, соответственно, для извлечения гвоздей и скоб придется приложить разные усилия. Для этого можно пользоваться отверткой, жало которой обмотано изолентой для сохранности деревянных лакированных покрытий и прочих соседних элементов.

Обратная сторона имеет сплошную обивку из подкладочного или лицевого материала, ее необходимо снимать аккуратно для получения готовой выкройки. Поролоновую подкладку можно смело обдирать, она меняется всегда. Далее откручивается и снимается крышка отсека с креплением пуговиц. Нитки нужно обрезать, затем лицевая обивка снимается вместе с пуговицами и удаляется.

Ремонт основы и замена наполнителя

Если мебель нуждается в ремонте, то перед восстановлением стяжки и обивки для этого самый подходящий момент.

Верхний слой поролона удаляется сразу же, внутренний с перфорацией оценивается на предмет рассыхания и сохранения формы. При необходимости замены нужно сперва измерить диаметры отверстий, шаговое и межрядовое расстояния, и перенести их на чертеж. Вырезать отверстия в поролоне нужно по нанесенной маркером разметке, делать это удобно заточенной жестяной банкой. Перфорированный поролон укладывается в 2–4 слоя по 12 мм, при этом снизу и сверху подкладывается по одному цельному слою той же толщины. Рекомендуется скреплять слои набивки клеем, который наносится распылителем или кистью.

Обязательно нужно оценить, насколько рыхлым стало фанерное основание стяжки. Это проверяется по степени продавленности листа, допускается изгиб около 3–4 мм на метр. Если в качестве основы использовалось ДСП, её желательно укрепить накладным листом 5 мм фанеры размером на 70–100 мм меньше. Отверстия для протяжки ниток через щит восстанавливаются с изнаночной стороны.

Несущий каркас мебели имеет узлы соединения, их все необходимо проверить на жесткость и дополнительно укрепить при необходимости. В общем случае обследуются все соединения, доступ к которым преграждается обшивкой. Параллельно проводится восстановление деревянных деталей и их лакирование.

Каретная стяжка или ее имитация

Иногда стоит задуматься об устройстве имитации каретной стяжки. Этот прием идеально подходит для оформления стеновых панелей и мебельных поверхностей с низкой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество имитации в том, что не требуется доступ к тыльной стороне листа, плюс материал крепится не единым холстом, а фрагментами ромбовидной формы. Обивочная ткань при этом должна быть эластичной, т. е. немного тянуться.

Оформление начинается с верхней части, где прибивается полоса материала, край которой подрезан треугольными зубьями по размеру элемента стяжки с припуском 15–20 мм. По размеру зуба нарезается нужное количество квадратных фрагментов. В качестве набивки используется точно такой же перфорированный поролон, но верхний слой без перфорации нужно пристрелить по центрам отверстий. Если изготавливаете щит с нуля — начните с разметки мест крепления пуговиц и вбейте гвоздики без шляпок, чтобы перенести метки сквозь поролон.

Сперва пристреливаются зубья полосы верхнего ряда, затем на них с одинаковым нахлестом укладывается квадратный элемент и пристреливается его нижний угол. Края нужно подогнуть один раз и выровнять линии складок, затем пристрелить левую и правую стороны. В завершении вырезается излишек ткани на верхней угловой складке, угол фиксируется скобой и устанавливается следующий элемент. После того как выемка полностью сформирована, в нее забивается обивочный гвоздь с широкой декорированной шляпкой.

Крайний ряд оканчивается точно таким же образом, как начиналась стяжка, но допускается также загнуть края фрагментов на тыльную сторону и закрепить их там.

Установка пуговиц, предварительная натяжка

Главное достоинство настоящей каретной стяжки — ее прочность и целостность покрытия, особенно это важно в изголовьях спальных мест и на сиденьях, где так и подмывает расковырять складку пальцем. Однако цельное полотно не удастся так легко заменить или частично отремонтировать, как позволяет имитация, поэтому выбирайте разумно.

Полотно для каретной стяжки вырезается с запасом по 10–15 см на каждый метр поверхности, его нужно приложить к поролону и предварительно выровнять. Затем длинной иглой через отверстие с обратной стороны делается прокол в ткани, чтобы пометить место установки пуговицы.

В иглу нужно продеть нитку и завязать ее в петлю, затем проколоть ткань с лицевой стороны и вытянуть на изнанку щита. В петлю продевают капроновую нитку, привязанную к ушку декоративной пуговицы, а потом протягивают свободный конец на изнаночную сторону.

Полотно выше пуговицы натягивается с формированием вертикальной складки и пристреливается либо на краю стяжки, либо на обратной стороне изделия. После выполняется прокол и протяжка второй пуговицы верхнего ряда, снова формируется складка и пристреливается край. Действия аналогичны для каждой пуговицы верхнего ряда.

Читайте также:  Как устанавливать петли на мебель?

Для пуговиц второго и последующих рядов намечаются места установки, поочередно выполняется протяжка. Нитки нужно несильно натянуть, чтобы пуговицы вдавились на 1–2 см. Натянутую нитку нужно пристрелить скобой к деревянной полке короба.

При вдавливании пуговицы складка на ткани формируется сама собой. Ее остается только немного подровнять, устранить скручивания и перегибы.

Оформление каретной стяжки, декоры и подвороты

Только после того, как все пуговицы установлены, можно наводить лоск. Делать это лучше вдвоем: один человек придавливает пуговицу на нужную глубину и окончательно разравнивает складки. Другой стоит с обратной стороны щита и выбирает провис нитки, протягивая ее под скобой. Затем нитка поворачивается в обратную сторону и пристреливается еще раз, снова разворачивается и крепится в третьем месте.

Теперь стянутую ткань можно закрепить по всему периметру скобами через каждые 4–5 см, слегка натягивая полотно. Если крепление выполняется на лицевой части, края ткани нужно обрезать с запасом в 10–15 мм от места крепления. После обрезки ткань подгибается под себя один раз и снова пристреливается, образуя ровную складку на торце.

Следы крепления скобами накрываются полоской декора. Можно купить готовый с калиброванной толщиной, но обычно для этого используется сложенная втрое полоска такого же обивочного материала. Если изготавливаете самостоятельно, следите, чтобы оба края прошивались декоративным гвоздем, иначе полоска может со временем растрепаться. Декор устанавливается практически без натяжения и крепится гвоздями через каждые 10–30 мм.

Источник: www.rmnt.ru

Каретная стяжка: шикарно, стильно, красиво, не сложно

Сегодня этот метод декорирования, у которого есть еще одно название – капитоне, применяется для украшения мягкой мебели и интерьеров в частных домах, квартирах, театрах, клубах, ресторанах.

Данный материал поможет вам освоить это искусство.

Что такое каретная стяжка?

Это способ декорирования применялся еще в восемнадцатом веке. В то время таким образом декорировали кареты. Отсюда и само название. Сегодня же он применяется для обивки мебели или предметов интерьера. При этом используются такие материалы, как кожа, бархат, а также пуговицы, обтянутые тем же материалом, которые утапливаются в мягкую часть.

Для того, чтобы оформленные в стиле капитоне предметы интерьера действительно завораживали своей красотой, ткань должна быть подобрана соответствующая. Пусть это будет богатый материал, который интересно смотрится в многочисленных складках.

Каретная стяжка может быть ромбовидной или квадратной, вместо пуговиц иногда используются светодиоды, кристаллы.

Техника капитоне вполне доступна для самостоятельно освоения. Вы сами можете оформить в этой технике мебель. Рассмотрим ее на примере изготовления изголовья кровати.

Необходимые материалы и инструменты:

— фанера нужной формы (можно необычной);
— красивая, качественная ткань (на полметра шире и длиннее фанеры);
— поролон толщиной 5 см (по размеру фанеры);
— клей для поролона;
— степлер для мебели;
— пуговицы, обтянутые той же тканью (см. как обтянуть пуговицы тканью);
— прочный шнурок для крепления пуговиц;
— крючок для вязания;
— острый нож или дрель с насадкой цифенбор;
— сверло для сверления отверстий в фанере;
— отрез синтепона, чтобы накрыть поролон.

Метод каретной стяжки на примере изготовления изголовья кровати своими руками

Разметка сетки для пуговиц

На рисунке вы можете увидеть схему примерного размещения пуговиц. Эту схему нужно переместить на поролон, прочертив на расстоянии 15 см друг от друга горизонтальные линии и вертикальные – на расстоянии 10 см друг от друга. У вас получится сетка из вертикальных прямоугольников.

Теперь, через все прямоугольники проведите диагональные линии. На всех пересечениях диагоналей отметьте точки – это места крепления пуговиц. Они должны находиться в вершинах немного вытянутых ромбов.

Примечание: Сетку можно начертить на листе бумаги, приложить к поролону, и уже тогда перенести на поролон нужные точки. Выберите удобный для вас способ.

Отверстия в поролоне

Чтобы каретная стяжка смотрелась по-настоящему красиво, а пришивание пуговиц не стало тяжелой работой (в связи с пружинистыми свойствами поролона), в поролоне необходимо просверлить отверстия. Они должны быть равными диаметру пуговиц, чтобы пуговицы могли в них утонуть.

Примечание: В зависимости от того, желаете ли вы получить большие или маленькие складки, выполните следующее. Вырежьте в поролоне сквозные отверстия ножом или специальной насадкой на дрель для больших сладок. Либо сделайте углубление лишь в половину толщины поролона (той же насадкой цифенбор). Тогда сладки получатся меньше.

В данном случае, с помощью острого ножа сделаны сквозные отверстия в поролоне. Их диаметр – 2,5 см.

Возможно, отверстия получаются не идеально ровными, но это не повлияет на конечный результат.

Пуговицы

Это, наверное, самое щепетильное занятие. Для декорирования изголовья кровати своими руками такой формы нужно потрудиться – обтянуть тканью множество пуговиц.

Читайте также:  Что такое фасад у мебели?

Подготовка фанеры

Положите на фанеру поролон и на ней отметьте места, где будут крепиться пуговицы. Просверлите в этих местах дырки. Их размер должен быть небольшой – достаточный для продевания шнурка от пуговиц.

Подготовка синтепона

Когда вы будете делать каретную стяжку своими руками, учтите, что поролон нужно чем-то прикрыть, чтобы к нему не прилипала ткань. Для этой цели хорошо подойдет синтепон. Не забудьте сделать в нем надрезы – в тех местах, где будут расположены пуговицы.

Сборка конструкции

Положите на пол фанеру. Нанесите на нее клей – на ту сторону, где планируете присоединить поролон. Сверху положите вырезанный по форме фанеры поролон так, чтобы отверстия на нем и на фанере совпали. Прижмите, дайте клею высохнуть.

Поролон накройте синтепоном. Также следите за совпадением отверстий на поролоне и синтепоне.

Накройте конструкцию тканью, отцентрировав ее.

Присоединение пуговиц

Теперь наступило время крепить пуговицы. С помощью вязального крючка проденьте шнурок, тянущийся от пуговицы, сквозь первое отверстие. Зафиксируйте концы шнурка степлером на фанере.

Запомните глубину, на которую вы утопили первую пуговицу, и придерживаетесь данного значения для всех остальных пуговиц.

Примечание: Если вам кто-то будет помогать, вы управитесь со всей работой по изготовлению каретной стяжки примерно за 2,5 часа.

Фиксирование декоративной ткани

Аккуратно разгладьте ткань по поверхности конструкции. Это будет несложно, поскольку по синтепону она будет достаточно легко скользить. Сзади присоедините ее концы степлером к фанере. Отрежьте лишнее.

Примечание: На фанере, на память, можете поставить дату изготовления.

Крепление изголовья кровати

Теперь осталось прикрепить получившуюся красоту. Можно подвесить ее на стену, можно присоединить к каркасу кровати – смотрите, что удобней в вашем случае.

Как вам результат?

Таким же образом вы можете использовать технику капитоне при изготовлении или декорировании других предметов интерьера.

Источник: 4homes.ru

Каретная стяжка

Каретная стяжка сегодня опять в моде, и не только в мебельных обивках, но и как украшение интерьера. Популярность каретных стяжек насчитывает уже несколько сотен лет, со времен французских аристократических карет, комфортных и помпезных. Но не только эстетика предопределила бум каретных стяжек и интерес к ним сегодня – этот вид отделки обеспечивает отличную шумоизоляцию, и сохраняет тепло. Для мебели и отделок тихих помещений в шумных панельных домах каретные «буфы» практичны, выглядят вполне уместно и сочетают рациональность с изысканным романтизмом. Пуфики и диваны, обивки кроватных изголовий, всевозможные поделки из искусственной кожи всегда пользуются интересом владельцев домов и квартир. Еще интереснее – выполнить несложную, но требующую аккуратности и терпения работу своими руками, подобрав из широчайшего ассортимента матовых и глянцевых материалов, атласа или кожи по своему вкусу. Отличное хобби для домашнего мастера, и радость для всех домашних.

Похожие технологии десятками лет применялись для отделки входных дверей, обычно в темных тонах — что слегка поубавило интереса к их оригинальным и изящным формам. Но сегодня каретные стяжки переживают еще одно рождение. Декор стен и даже потолка, фрагменты и панели, разнообразные мебельные обивки, нестандартные находки домашних умельцев – и при этом четкая функциональность: мягкая мебель своими руками, интерьерный эксклюзив без глобальных затрат, защита от соседского шума. Как вариант – оборудование собственной музыкальной комнаты или кинозала, где не слышны звуки панельного дома и улицы, а музыку можно включать как угодно громко. Мягкая стяжка гасит вибрацию, и при удачной акустике звуки музыкальных инструментов становятся мягче и естественней.

Каретная стяжка своими руками

Детали и фиксация для каретных отделок:

Текстиль и кожа – всевозможные. Выбираются по плотности, прочности согласно назначения изделия. Цвета и оттенки возможны любые, но чаще для мебели и объемных «облицовок» подбирают нейтральные тона, поскольку каретные стяжки исключительно эффектны по фактуре. Натуральные кожи и кожзам, замши и велюры, атласистные ткани и драп, диагональ, гобелены, возможны и хлопчатобумажные ткани. Тонкий хлопок и лен возможны для небольших изделий с неярко выраженной фактурой стяжки, а гобелены подходят далеко не любые – принт должен совпадать по размеру с ячейкой стяжки, или обивка будет выглядеть неаккуратной (конечно, если это не дизайнерский ход). При выборе важно понимать, что фактура каретных стяжек обуславливает пылесбор, и велюровые покрытия потребуют постоянного тщательного ухода и чистки. Гладкие кожаные стяжки можно протирать влажной тканью с мягким моющим средством.

Шнуры для крепежа пуговиц – прочные и достаточно тонкие. Шнуры должны выдержать механические усилия при обтяжке, а в процессе пользования мягкой мебелью – немалую динамику.

Мебельная пуговица, декоративный гвоздь с широкой шляпкой. Обязательное условие классической каретной стяжки – соответствие материала обивки и фурнитуры, для чего все пуговичные шляпки обтягивают с прокладкой мягкого материала. Исключения – контрастный декор или стальные (золотые, бронзовые) отделки – довольно редки. В мебельных мастерских на специальных прессах можно изготовить любые пуговицы для обивок, в том числе и из металлов. В домашних условиях подбирают заготовки под нужные диаметры и обтягивают поролоном, флисом или другим упругим материалом, а финишную обтяжку делают кожей, шерстью или атласом – по дизайну.

Читайте также:  Как определить каким лаком покрыта мебель?

Принцип каретной стяжки один, но способов выполнения придумано уже немало. Мастера выбирают методы стяжки наиболее удобные и практичные для конкретного изделия. Очень важно иметь умелые руки, но не менее важен гигантский запас терпения – даже одна-единственная скошенная пуговица может испортить весь вид отделки.

Основные виды каретных стяжек

Основных видов стяжки можно назвать два – чисто условно:

  • Подготовленную основу обшивают цельным куском кожи или ткани, беря материал с большим запасом. Затем формируют рельеф – классические буфы.
  • Делают фрагментарную облицовку по точным выкройкам.

Плюсы каретных стяжек

У каретных стяжек немало достоинств, не зря же о них помнят уже три века. Некоторые плюсы декоров-капитоне:

  • Мебельный комфорт высокого класса – отдых на диване с каретной стяжкой исключительно приятен.
  • Трудно ухаживать за бархатными поверхностями, но кожаные гладкие стяжки можно чистить пылесосом и даже аккуратно промывать.
  • Прочность, надежность, долговечность качественно сделанных обивок удивляют. Кроме того, стяжки ремонтопригодны – важно иметь остатки обивочного материала и несколько пуговиц для замены. Заменять можно и отдельный случайно поврежденный участок, и большой фрагмент. Более того, можно быстро и относительно недорого сменить финишный слой, при этом кардинально преобразив облик изделия. При этом все слои мягких основ сохраняются.

Где применить каретную стяжку

Если есть желание – декорировать каретной стяжкой можно любую поверхность. Вертикальную, горизонтальную, наклонную, по любой основе. Технология обивки позволит скрыть некоторые неровности основания, сгладить углы.

Мебель с каретной стяжкой исключительна – респект, шик, пышность поистине королевская. В малых дозах стяжки способны выглядеть скромно и романтично. Теплоизоляция и шумопоглощение – хорошие бонусы и для отделок стен, и для мебели. Стены, которые невозможно выровнять до идеальной гладкости, необходимой под многие виды окраски и обоев, техника каретной стяжки преобразит без проблем, скрыв недостатки и «лишние» рельефы.

Технология каретной стяжки

На первый взгляд технология каретной стяжки элементарна. Но как всякий трудовой процесс, скрывает массу нюансов, и советы мастеров-мебельщиков могут очень пригодится:

Начинают работу с плана-чертежа. Размеры изделия дают информацию о потребности в материале, и лучше брать с запасом. Если стяжку делают в первый раз, то не лишним будет изготовление небольшой банкетки, обивки стула или скамеечки, и даже диванная подушка – опыт проявит все ошибки. Размер первой вещи не стоит выбирать с размахом – достаточно 0,5*1,0 м.

Стяжка выполняется с немалым механическим усилием, и основа (фанера, реже — плотный картон) должна быть прочной. Подкладочный слой также должен быть прочным, и при этом эластичным и мягким. Толщину необходимого основания трудно подобрать на глазок, все проявляется в работе. Образец всегда поможет определиться с интервалом прошивки и толщиной слоев подклада.

Чтобы разметка на поролоновом листе была точной, нужно предварительно разметить лист картона, аналогичный по размеру облицовываемой панели.

К жесткому основанию наклеивают поролоновый подклад, используя специальный состав. Клей в аэрозольных баллончиках намного удобнее. Засверливать отверстия в склеенной заготовке из фанеры и поролона следует только после того, как клей полностью просохнет.

Ткань для каретной стяжки

Ткани для обтяжки подбирают по критерию прочности и плотности. Тонкие материалы и полотняное переплетение может преподнести неприятный сюрприз – в локальных точках прокола ткани и будущего крепежа мебельными гвоздями возможны разрывы и дорожки, ткань «ползет». По этой же причине не подходит и трикотаж. От качества финишной обшивки зависит общее впечатление и надежность изделия. Ткани однотонные – классика каретных стяжек, но интересны и мелкие рисунки, полоса и фактурные полотна. Главное, чтобы шаг крепления соответствовал рисунку. Но выбор обивки с принтом – редкость для выполнения каретной стяжки.

Пуговицы для каретной стяжки

Пуговица для стяжки может быть фигурной, не обязательно однотонной с обивкой, имеются варианты со стразами и декором из цветков, под драгоценные камни и монеты. Детали крепления стяжки выбирают в гармонии с идеей интерьера. Каретные стяжки возможны в различных стилях, и при умелом подходе могут украсить даже строгий стиль или хай тек.

Подкладка под каретную стяжку

Часто под поролоновый лист подкладывают теплоизоляцию из вспененного полиэтилена, для прочности и глубокой рельефности изделия. Подходит и мебельный синтепон, такая обивка получается исключительно нежной и мягкой, и при этом с четко выраженным высоким рельефом.

Окончание работ по каретной стяжки

До фиксации обивки на основании материалы тщательно разглаживают, каждая складочка формируется отдельно. Работа кропотливая и требует аккуратности, но иначе красивую и качественную стяжку не выполнить. Малейший перекос будет трудноустраним, и деформации, малозаметные вначале, обычно проявляются в процессе эксплуатации обивки. В процессе работы каждая пуговица заглубляется в основу на одинаковую высоту, с контролем. Геометрию рисунка буфов нарушать нельзя, или отделка будет вызывать ощущение неаккуратности.

Источник: stroyfora.ru